войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Оксана Орачева

Образование и культура формируют будущее

2018-04-25

Интервью с Оксаной Орачевой, генеральным директором Благотворительного фонда В. Потанина

Оксана Ивановна, по образованию Вы…

Историк. Я специализировалась на современной истории, на политической истории, политической философии, а в магистратуре изучала политологию. Достаточно долго я работала в вузе, поэтому знаю, насколько важна поддержка образования, поддержка преподавателей. Их сегодняшняя деятельность отличается от той, которая была раньше, но все равно остается достаточно сложной.

И сейчас, когда я работаю в Благотворительном фонде В. Потанина, у меня и у моих коллег есть возможность сделать их жизнь более яркой и интересной, помочь им в самореализации. Мне кажется, что это даже более интересно, чем реализовывать себя самому. 

Важно, чтобы люди понимали, что их не заставляют это делать в принудительном порядке, но если у них есть желание двигаться вперед, то они могут его реализовать

Какие изменения, с Вашей точки зрения, произошли в работе преподавателей?

Произошла некая девальвация профессии в целом, и это вызвано многими причинами. Профессия стала массовой – в отличие от того, как было раньше; появились проблемы с диссертациями, финансовое положение преподавателей изменилось не в лучшую сторону… 

Но появились и важные положительные моменты: у людей стало больше возможностей для саморазвития, для интегрирования в международное сообщество.

Важно, чтобы люди понимали, что их не заставляют это делать в принудительном порядке, но если у них есть желание двигаться вперед, то они могут его реализовать. 

Вы говорили про интегрирование в международное сообщество, и у Вас есть личный опыт стажировки за рубежом. Чем он оказался полезен?

Этот опыт действительно был полезным, но оценить его получается не сразу, а «на расстоянии», через несколько лет. 

Я думаю, что обучение за рубежом помогает развивать определенные социальные навыки. Важно адаптироваться, чтобы получить максимум знаний, научиться, с одной стороны, принимать «правила игры» и следовать им, а с другой – перестраиваться самому, переосмысливать свои знания, критически относиться к собственному опыту. 

Методики обучения за рубежом также отличаются от привычных нам: это касается, в том числе, и академического письма, и навыков публичных выступлений…

Кроме того, ты находишься в незнакомой стране, с незнакомыми правилами, общаешься со студентами из разных стран – и это тоже дает возможность научиться по-другому мыслить и принимать решения.