От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Оксана Орачева

Образование и культура формируют будущее

2018-04-25

Расскажите, пожалуйста, о Благотворительном фонде В. Потанина и о его основных направлениях работы. 

С самого момента основания – с 1999 года – Фонд выделил для себя три основных направления деятельности: это поддержка высшего образования, культуры (в первую очередь музеев) и развитие филантропии. 

Все эти направления остаются стратегически значимыми и неизменными и сегодня, модифицируются только программы. 

Конкурс – это не аванс на будущее, это просто фиксация того, на какой точке ты в данный момент находишься

Как осуществляется поддержка высшего образования?

Мы работаем с теми, кто уже сделал определенный выбор в своей жизни и готов двигаться дальше – как со студентами, так и с преподавателями. 

Важно помнить, что наша жизнь меняется настолько быстро, что даже за время получения образования знания устаревают и многое из того, что ты изучал, уже неактуально – даже если мы говорим о четырехлетнем бакалавриате. 

Так что наряду с традиционными знаниями необходимо получать социальные навыки, soft skills, иметь критическое мышление, уметь коммуницировать с окружающими, работать в команде, в проектах – то есть качества, позволяющие адаптироваться к любой ситуации. 

Поэтому наш фонд интегрирует в образовательные программы элементы, направленные на развитие этих навыков – мы поддерживаем социально значимые инициативы, проводим Школу Фонда, реализуем программы грантовой поддержки. 

Поддержка культуры – это в первую очередь работа с музеями?

Да, мы стараемся менять концепцию восприятия музея – чтобы он воспринимался не только как некий центр хранения, хотя это тоже очень важно, но как центр развития, и просвещения, как образовательный центр. 

Музеи могут выполнять социально значимые функции, ориентироваться не только на прошлое, но и на будущее. 

И наш Фонд также поддерживает людей, которые стремятся к профессиональному развитию, которые создают проекты и готовы их воплотить в жизнь. Сейчас, например, мы проводим конкурс на формирование центров социальных инноваций в культуре, это позволит создать инфраструктуру, которая поможет передавать опыт и развивать новых лидеров, даст возможность людям реализовать свои инициативы. 

В конкурсах, которые проводит Благотворительный фонд В. Потанина, участвуют тысячи человек. На что бы Вы хотели обратить их внимание?

На то, что конкурс – это инструмент саморазвития, а не возможность победить и получить определенную сумму денег. 

Иногда участие бывает важнее, чем победа, потому что это тоже очень важный опыт. Если что-то не получилось сегодня, то это не значит, что не получится завтра. 

Конкурс – это не аванс на будущее, это просто фиксация того, на какой точке ты в данный момент находишься. Сегодня ты чего-то достиг – победа в конкурсе это подтвердила, но завтра все уже может быть совсем по-другому. 

А поражение – это тоже не повод для того чтобы опускать руки, нужно делать правильные выводы и идти вперед. 

Еще один важный момент: в системе конкурсного отбора нужны четко установленные и понятные правила, которые не дают никому преимуществ, и независимые эксперты. Конкурс должен проходить честно. 

Как Вы считаете, за какими направлениями и программами будущее благотворительности?

Думаю, что всегда будет востребована индивидуальная поддержка людей, и работа в этом направлении является важной частью стратегии нашего Фонда. 

Очень важно поддерживать образование и культуру, поскольку это те базовые ценности, которые формируют будущее. Образование – с точки зрения человеческого капитала, а культура – с точки зрения среды, в которой мы живем.