От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Оксана Решетникова

ЕГЭ не дремлет: как прошел экзамен в 2022 году и какие изменения стоит ждать будущим выпускникам

2022-07-15

Дальнейший шаг – это широкое обсуждение

На сайте ФИПИ будут традиционно опубликованы методические материалы на основе анализа результатов ЕГЭ-2022, в том числе типичных ошибок участников экзамена. 

«Дальнейший шаг – это широкое обсуждение, при этом обсуждение не только внутри одного предмета, а в методическом объединении учителей по разным предметам. Обсудите итоги и посмотрите, что каждый может изменить у себя в методике, какую форму работы включить, чтобы она была полезна для достижения общего результата. Общий результат, в свою очередь, это успешный выпускник», – посоветовала эксперт.

Так, сейчас проводится анализ результатов экзамена. На основе полученных данных будут созданы необходимые методические документы, с которыми смогут ознакомиться региональные специалисты органов управления образованием, институтов повышения квалификации учителей. И именно на их основе можно будет скорректировать направление подготовки в школах по предметам. Кроме того, каждый субъект Российской Федерации проводит анализ собственных результатов. Ведь стоит понимать, что у каждого региона есть свои языковые и культурные особенности, которые могут влиять на итоги экзамена. 

При этом важно учитывать две стороны вопроса и подключать к обсуждению как можно больше профессионалов.

«Есть предметный результат, это про тему. А есть метапредметный результат, который как раз стоит обсудить со всеми учителями в школе, причем не только работающими с выпускными классами, но и теми, кто работает в пятых классах, в седьмых, в начальной школе и т.д.», ‒ рассказала спикер.

Она пояснила, что это необходимо, чтобы выявленные сложности при выполнении ряда заданий были проанализированы и в процесс обучения внедрены методы и приёмы, которые позволят ребятам быть более успешными.

Апробация ЕГЭ – это не игра

Важно также понять, что любое задание ЕГЭ, прежде чем оказаться в КИМе, проходит долгий путь. Для начала к процессу подключается комиссия разработчиков. Более половины ее членов – это учителя школ, причем как лицеев, так и общеобразовательных школ, где предметы изучаются на базовом уровне.

При этом все задания создаются в условиях информационной безопасности, «чтобы это нигде, ни в каком ресурсе не транслировалось и не обсуждалась», подчеркнула Оксана Решетникова. После все задания проходят апробацию – их решают самые разные ребята из разных регионов и разных школ.

«Апробация – это не игра, это четкая проверка задания, определение того, действительно ли оно работает так, как задумано, и выявление мест, которые в нем нужно исправить. Это действительно очень серьезная вещь», – объясняет директор ФИПИ.

Для проведения апробации ФИПИ формирует список критериев участников апробации, создает необходимую выборку из городских и сельских школ, лицеев, гимназий и обычных школ, а после в регионах подключаются к апробации именно те школы и обучающиеся, участие которых важно для задачи совершенствования измерителя.

И наконец, в конце августа на сайте ФИПИ публикуются проекты документов о проведении экзамена. Объявляется общественно-профессиональное обсуждение, которое длится примерно до 10 октября текущего года. При этом эксперты ФИПИ контролируют комментарии, отрабатывают их и принимают к сведению. Однако не все изменения можно реализовать, а какие-то советы и предложения педагогов можно будет ввести в экзамен только спустя время. Нет смысла и в неконструктивной критике заданий.

«Здесь важно понять, что в экзаменационные материалы не попадают материалы, которые создаются наобум. Мы уже двигаемся, видим концепт измерителя, понимаем, что он охватывает, охватывает ли он все, что требует ФГОС, как он это охватывает, те ли умения он вбирает в себя, всего ли достаточно», ‒ объяснила спикер.

Вектор развития экзамена понятен

Сейчас наиболее важным вектором развития для авторов заданий ЕГЭ является уход от шаблонных заданий. Их должны заменить задания, которые требуют от ребенка показа того, как он умеет размышлять.

«Это рассуждение нельзя подсмотреть в шпаргалке, принести как заготовку из дома. Это задание можно выполнить только в условиях экзамена, когда ты прочитаешь и поймёшь, что требуется именно в этом задании. И это очень важно», – отметила спикер.

Она также отметила, что критика ЕГЭ сейчас несправедлива. Экзамен все сильнее уходит от шаблонов и показывает наиболее объективные результаты. В заданиях появляется творческая составляющая, которая позволяет ребятам раскрыть себя и высказать свою точку зрения.

«Ребята, которые показывают высокие результаты – это ребята, за которых должны бороться вузы. Я считаю, это отличные абитуриенты, которые будут способны на многое в будущем, если они уже сейчас демонстрируют хорошее умение и прекрасные навыки», ‒ подытожила Оксана Решетникова.