войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Оксана Решетникова

Обновленные ФГОС укрепляют фундамент образования

2019-04-15

Интервью с директором Федерального института педагогических измерений Оксаной Решетниковой.

Одна из задач формирования стандартов – выполнить поручение Президента РФ и обновить ФГОС с учетом научно-технологического развития России. Как это удалось реализовать?

ФГОС совмещает в себе две важнейшие функции: во-первых, он акцентирует внимание на трансляцию школьникам информации о достижениях в сфере научно-технологического развития России, открытиях современных российских ученых (и это работает в том числе на формирование общероссийской идентичности, чувства гордости за свою страну); во-вторых, обеспечивает то самое научно-технологическое развитие через достижение образовательных результатов, установленных ФГОС.

Подходы новых ФГОС помогут нашим детям больше узнать о научных открытиях и их авторах, о вкладе российских ученых в развитие науки, о процессах окружающего мира, развитии техники и технологий. ФГОС в том виде, как он представлен на общественно-профессиональное обсуждение, устанавливает требования к предметным результатам обучения, включая научные знания, дает предпосылки научного типа мышления и, что действительно важно, позволяет применять новые знания в различных ситуациях.

Требования ФГОС обеспечивают сохранение фундаментального характера отечественного образования. А это основа качественного профессионального образования, развития науки и технологий.

Как это отражается на общих требованиях, которые будут предъявляться к школьникам?

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Информатика» ориентированы на развитие у школьников представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе формирвания личности, общества и государства, на развитие алгоритмической и информационной культуры, умений и способов деятельности, связанных с использованием информационных технологий.

Не менее важный для жизни в информационном потоке современного общества результат – сформированность ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

В требованиях к предметным результатам освоения учебного предмета «Технология» представлены модули «Робототехника», «Автоматизированные системы», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование». Еще один из приоритетов научно-технологического развития России связан с переходом к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработкой и внедрением систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, созданием безопасных и качественных продуктов питания.

Реализация данного приоритета поддержана как требованиями к результатам изучения географии, биологии, химии, так и включением в предмет «Технология» модулей «Растениеводство» и «Животноводство». Освоение этих модулей предполагает в том числе умение осуществлять полный технологический цикл получения наиболее распространенной растениеводческой продукции и продукции животноводства своего региона.