От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Олег Новоселов:

Мы создаем новый бренд

2016-05-30

Какие задачи сегодня приходится решать вашему вузу?

Сегодня вуз по-прежнему является  значимым для базовой отрасли региона. Но задачи предстоит решать уже новые и в новых условиях. Запасы крупных месторождений заметно сокращаются, в оборот входят нетрадиционные, глубокозалегающие подземные кладовые нефти и газа.

Перспективы отрасли все больше связываются с освоением арктических территорий, шельфа морей Ледовитого океана. Для России это новый экономический проект 21 века. Для вуза – серьезный вызов.

По-другому складывается и структура региональной экономики, она становится все менее зависимой от «нефтяной иглы». В валовом региональном продукте увеличивается доля других   производств, которым также нужны современные кадры.

Чтобы обеспечить конкурентные преимущества российской экономике, необходимо совершить технологический рывок.

Глобальные перемены происходят в мировой экономике, находящейся на пороге четвертой промышленной революции, как было недавно заявлено на экономическом форуме в Давосе, идет формирование нового технологического уклада.

Не будем скрывать, в технологическом развитии мы опаздываем. Однако, если возьмемся догонять, то рискуем основательно отстать, поскольку технологическое обновление развитых стран набрало высокий темп.

Чтобы обеспечить конкурентные преимущества российской экономике, необходимо совершить технологический рывок. А это значит, нужны «заточенные» под эту задачу наука и образование.

Как реализуется эта задача в вашем регионе? 

На федеральном уровне началось выстраивание эффективной системы высшего образования. Формируется сеть статусных высших учебных заведений, которая уже включает федеральные  и национальные исследовательские университеты.

Сформирована первая очередь опорных региональных университетов с акцентом на развитие инженерного образования в индустриальных регионах страны. Один из них создается в Тюмени в результате слияния двух  крупных технических вузов  — архитектурно-строительный становится структурным подразделением Тюменского государственного нефтегазового университета. 

Какие права получает опорный университет?

Опорному университету предоставляется право вести образовательную деятельность по новым стандартам четвертого поколения, концентрироваться на уровнях подготовки магистратуры и аспирантуры, осуществлять научно-исследовательскую деятельность за счет средств федерального бюджета.

Будут действовать диссертационные советы, развитие получат научные школы. Уже сегодня губернатор области Владимир Якушев настойчиво рекомендует приглашать в университет  ученых с мировым именем, в том числе из других стран, гарантируя организационную и финансовую поддержку. 

Несколько слов о перспективах развития вашего университета. 

Планируется открыть пять новых направлений подготовки инженерных кадров, актуальных для нефтегазовой отрасли, экономики области и страны. Перспективным шагом станет создание пояса малых инновационных предприятий обновленного университета, это ускорит внедрение технических и технологических разработок ученых в реальное производство.

Несколько таких предприятий уже работают, в частности, инновационная продукция экспериментального завода бурового оборудования применяется в нефтегазовых компаниях.

На что ориентирована программа опорного университета?

На новую индустриализацию. Важная стратегическая цель — коренная модернизация содержания и технологий образования. 

Сегодня основным противоречием является несоответствие профессиональных компетенций выпускников возросшим требованиям высокотехнологичных предприятий, проектных и научных организаций. Современное инженерное образование должно быть прогнозно-опережающим по отношению к динамично меняющимся технологиям, и наши студенты вправе получать знания и навыки профессии, которые будут актуальными на момент окончания ими учебного заведения. 

Что для этого необходимо сделать?

Нужны принципиально новые вариативные модели взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, когда образовательные программы становятся максимально практико-ориентированными. Эту задачу согласны решать вместе и наши партнеры.

Недавно Газпром принял решение о придании ТюмГНГУ статуса своего опорного вуза. 
Это реально сближает текущую деятельность и стратегические цели компании и учебного заведения, уже сегодня в числе десятка других преференций университет получил приоритетное право на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Это лишь один пример результативного  сотрудничества вуза и бизнеса. Программы партнерства связывают нас с Лукойлом, Роснефтью, Сургутнефтегазом, Сибуром и другими предприятиями. 

Сейчас ваш вуз занимает достаточно высокие позиции в рейтингах образовательных учреждений. Но на этом, конечно, вы не планируете останавливаться…

Мы создаем новый бренд. Чтобы университет высоко котировался среди других вузов Российской Федерации и на мировом уровне, наши выпускники должны в совершенстве владеть технологиями, хорошо понимать и решать производственные задачи.

Поэтому разработанная нами система модульного обучения, например, по бакалавриату предполагает два года академических занятий, когда ребята изучают в лекционных аудиториях математику, физику, химию, сопромат… все традиционные дисциплины. И потом следующие два года работают на производстве. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес. 

По каким направлениям сейчас проводится такое модульное обучение?

В настоящее время – по профилю бурения. После окончания академического курса студенты вылетают на вертолетах на северные месторождения, участвуют в проведении буровых работ, осваивают программы различных модулей. Один модуль, например, буровые растворы, другой – техника и технология горизонтально-направленного бурения, третий, четвертый… и так далее. После окончания вуза они приходят на производство хорошо подготовленными.