От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Олег Новоселов:

Мы создаем новый бренд

2016-05-30

Сегодня многие говорят о системе непрерывного технического образования. Целесообразно ли вводить такую систему со школьной скамьи?

Модернизацию образовательной деятельности логично вести, опираясь на систему непрерывного технического образования, начиная с раннего формирования инженерной ментальности и профессиональных навыков школьников.

Что мы сегодня имеем? Только 36% студентов вузов нашей индустриальной области осваивают инженерные профессии.

Ситуацию усугубляет образовательная миграция молодых людей из региона в сторону административных центров и даже за рубеж, малый процент выпускников школ, сдающих физику (а это основной индикатор технической ориентации выпускников школ), а также недостаточно высокий уровень среднего балла ЕГЭ.

Инженерная ментальность подрастающего поколения начинает формироваться с садикового возраста, когда малыши уже на занятиях в группах учатся конструировать, управлять робототехникой

Все это в условиях демографической ямы значительно снижает контингент абитуриентов, не обеспечивает потребности бизнеса в кадрах по ключевым для региона отраслям.

В одном из интервью министр образования и науки Дмитрий Ливанов заметил, что «одна из самых важных проблем, с которой сейчас сталкиваются регионы, — это отток самых талантливых абитуриентов в столичные вузы. И для того, чтобы этого не происходило, в регионах должны быть сильные вузы, которые будут привлекательны для абитуриентов».

Таким сильным вузом призван быть наш опорный региональный университет. 

Реализуются ли какие-либо проекты, связанные с профориентацией, в вашем регионе?

Что же касается профориентации, то и здесь необходимо вырабатывать новые приемы. В настоящее время под патронажем регионального правительства формируется модель тюменской системы образования, которая затрагивает все уровни, от начального и среднего общего до аспирантуры и докторантуры. 

Инженерная ментальность подрастающего поколения начинает формироваться с садикового возраста, когда малыши уже на занятиях в группах учатся конструировать, управлять робототехникой. В нашем техническом университете сейчас бум на экскурсии в музей науки и техники юных кулибиных из детских садов и школ города. Университет запустил уникальный  проект «Школа инженерного резерва». 

Расскажите о нем, пожалуйста. 

Это форма дополнительного образования, продвижения технических знаний в условиях «максимально приближенных к боевым»: ребятам дан «зеленый свет» на предприятия, они занимаются точными науками, проводят эксперименты и, что удивительно, с большим  усердием осваивают черчение «вживую», не прибегая к цифровым технологиям, развивают собственное пространственное мышление.

Недавно на базе нефтегазового университета прошла очередная межрегиональная олимпиада юных геологов, в которой участвовали школьники со второго по одиннадцатый класс из многих областей Сибири и Урала. 

Сколько ребят вы планируете привлечь?

По программе развития опорного университета науку инженерного резерва, а также детского геологического движения усвоят более десяти тысяч школьников. Правительство области, в свою очередь, создает школы для одаренных, где естественно-научные дисциплины в приоритете.

Раннюю профориентацию активно ведут также наши партнеры Газпром, Роснефть, в местах базирования их дочерних предприятий созданы профильные классы, выпускники которых, как правило, поступают в технические вузы. Можно предполагать, что подрастает новая смена современных «технарей».

Теперь важно не подвести ребят, которые придут учиться, дать им по-настоящему образование будущего. Качество подготовки инженерных кадров — это «золотой запас» для каждого из них, но это и ключ к инновационному развитию  региона.