От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Павел Любимцев:

Русская литература – это отчасти исповедь, отчасти проповедь

2016-09-05

Чем вы руководствовались, составляя новые программы абонемента?

Прежде всего, разнообразием. Мы стараемся сделать так, чтобы из четырех концертов один был исторический, один – литературный, один – географический, познавательный. И один музыкальный.

И в этом сезоне тоже будет четыре темы: когда речь пойдет о сказках Джанни Родари, будет звучать итальянская музыка, потом мы приобщимся к удивительному миру А.С. Пушкина. Затем мы совершим путешествие от Москвы до Тихого океана, к Дальнему Востоку, послушаем музыку народов, живущих там, поговорим о Беринге, Дежневе.
И завершающая программа посвящена творчеству Н.А. Римского-Корсакова. 

Если удается сделать так, что музыка и литературный текст становятся партнерами – то поверьте, получается замечательно

Ваша аудитория – это дети, подростки? Нужно ли им заранее готовиться к таким концертам?

На концерты приходят родители с детьми самого разного возраста – иногда совсем с малышами. Что они выносят из этих концертов, я не знаю, но слушают очень внимательно. 

А вообще я рассчитываю на ребят постарше, у которых есть уже определенная база знаний, которые готовы воспринимать достаточно сложную информацию. 

«Забавный профессор», «Сказки с оркестром» – это своего рода синтез разных видов искусства. Сложно ли вам было адаптироваться к такому формату творчества?

Признаюсь, что сначала я не очень принимал идею соединения разных видов искусства – музыки, художественного слова, познавательных рассказов – в одном концерте. 

Мне казалось, что из этого смешения ничего хорошего не получится. Но оказалось, что это не так: все зависит от подхода участников концерта. Если делать все формально, механически – то отдачи никакой не будет, зрители останутся равнодушными. 

Но если удается сделать так, что музыка и литературный текст становятся партнерами – то поверьте, получается замечательно. 

Можно ли назвать ваши концерты просветительскими мероприятиями, культурным ликбезом?

Думаю, что в определенной мере – да. Речь идет скорее о непрямом воздействии искусства на умы слушателей, и это тоже дань современному ритму жизни, общей культурной атмосфере. 

Сегодня, к сожалению, наша жизнь меньше связана с культурой, а в основном ориентирована на зарабатывание денег. Это грустно, конечно, но все же я не теряю надежды, что когда-нибудь будет иначе. 

И компьютеризация внесла в этот процесс свою лепту: такая, казалось бы, полезная вещь, как доступность информации, на практике обернулась бескультурием для молодежи. 

Почему?

Взрослым, зрелым людям компьютер помогает во многом, а у детей вырабатывается иждивенчество: нажал на кнопку – получил готовую информацию, голова работать не должна. И это плохо. 

То есть получается, что ситуация патовая?

Существуют законы диалектики, а в частности – закон отрицания отрицания. То, что было правильным для одного времени, оказывается неправильным для следующего исторического периода, а потом возвращается… Надеюсь, что интерес к культуре тоже вернется.