От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Сергей Кравцов

Свой голос планирую отдать за самую содержательную программу развития страны

2021-09-02

Министерство просвещения – одно из тех ведомств, с которым взаимодействует в своей жизни каждый человек, даже и не осознавая этого. Сам ли он учился или учится, дети ли, внуки ходят школу – нет в России, пожалуй, ни одной семьи, для которой Минпросвещения не было бы в известном смысле «своим». Связанные со школой ключевые положения Конституции – обязательность основного общего образования вкупе с гарантиями его общедоступности и бесплатности – должны обеспечиваться на практике.

Разветвленная система органов управления в сфере образования обязана работать безупречно. Главный регулятор – федеральное Министерство просвещения – нормативно-правовыми средствами определяет жизнь российской школы, в том числе через постоянное взаимодействие с Государственной Думой. Чем в последние годы характеризуется эта деятельность и ее результаты, рассказывает Министр просвещения России Сергей КРАВЦОВ.  

Для каждого из нас школа – незабываемая веха в жизни. Но однажды мы отправляем в нее своих детей, а потом провожаем и внуков. И значит, всегда сравниваем, что было и что стало. Как правило, та же ностальгия по собственному детству нередко делает такое сравнение не в пользу современности. А если подойти объективно, какие Вы отметили бы основные достижения Министерства просвещения в современную эпоху? Что выделили бы в качестве главного успеха по своему направлению государственной службы? 

Сложно не согласиться с тем, что образование – сфера, которая тем или иным образом затрагивает каждого, в том числе только напрямую – более 50 миллионов человек, кто задействован в системе образования и соприкасается с ней почти ежедневно: школьники, родители, педагоги, те же служащие нашего министерства и его территориальных органов… Если добавить тех, кто непосредственно связан со всеми этими людьми: родственники, друзья, знакомые, – то получится все население Российской Федерации. И все они наблюдают за нашей работой не из дальних далей, а так или иначе испытывают на себе влияние наших решений. Мы, все работники органов управления образования, осознаем эту ответственность, а в равной степени и то, что школьное образование – глобальный приоритет, определяющий развитие любой страны. 

Замечу, что наше нынешнее Министерство просвещения сформировано не так давно – мы, если хотите, самое молодое министерство в России, хоть и с давними традициями. Тем не менее нам уже удалось достичь многого на пути к обеспечению качественного образования.

Российская система образования с каждым годом все больше меняется, адаптируясь к изменениям, происходящим в современном мире, в подходах к обучению и преподаванию.

Сегодня у нас более 70% школьников регулярно посещают различные кружки и секции, участвуют в профильных сменах и занятиях, раскрывают свои таланты и получают новые навыки на базе детских технопарков «Кванториум», центров «IT-куб» и «Точка роста». Сейчас российская система образования – центр формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. 

Неизменно растет престиж рабочих профессий. Мы видим, что с каждым годом все больше учащихся 9-х классов выбирают среднее профессиональное образование. В начале 2000-х годов в колледжи шли порядка 10–12% девятиклассников, сегодня – порядка 60%. И это неслучайно. Благодаря оснащению современным оборудованием в рамках нацпроекта «Образование», а также профессиональной подготовке экспертов и педагогов колледжи стали базой профессионального роста и подготовки выдающихся специалистов. Кроме того, за последние несколько лет существенно пересмотрена стратегия развития СПО, появился новый уровень обучения – «Профессионалитет», произошла увязка с запросами рынка труда, которые есть в регионах.

Отмечу также, что за последние годы мы вышли на 100-процентный охват доступности детских садов для детей трех лет и старше и продолжаем удерживать этот показатель. Более активная работа ведется и в части доступности садиков для детей ясельного возраста.

Во многом это стало возможно благодаря слаженной работе с регионами, глобальной модернизации школьной инфраструктуры.  

Тем не менее немало людей критикуют систему образования в том смысле, что она стала какой-то системой оказания образовательных услуг. Иные даже выдвигают тезис, что она находится в вечных реформах. 

Могу смело сказать, что российская система образования показывает хорошую динамику, а высокие результаты наших учащихся свидетельствуют о том, что обучение в России качественное и доступное. И оно не просто соответствует всем общемировым стандартам, а уже формирует эти стандарты. Наше школьное образование всерьез конкурирует на мировой арене, более того оно находится здесь в числе лидеров. Опыт России получил одну из наиболее высоких оценок в мире. Это видно и по результатам школьных проверочных работ и ЕГЭ, которые в этом году показали устойчивую позитивную динамику по абсолютному большинству предметов. 

На это указывают и постоянные успехи наших ребят на международных школьных олимпиадах. Так, недавно все члены российской сборной завоевали золотые медали на 53-й Международной химической олимпиаде. Великолепные результаты у наших юных физиков: на 51-й Международной олимпиаде по физике (IPhO 2021) наши школьники завоевали пять золотых медалей. Да и по другим, в том числе и творческим, направлениям наши ребята показывают себя максимально креативными и успешными, выступают ярко. Не это ли еще одно доказательство того, что мы двигаемся и развиваемся в правильном направлении!

Но только еще раз стоит подчеркнуть: когда мы говорим про развитие, про динамику (а сфера образования весьма динамична и в содержании программ, и в техническом оснащении), то выстраиваем мы эту работу, прежде всего, таким образом, чтобы отвечать ожиданиям людей.

Теперь по поводу отношения к школьному образованию, как к «услуге».

Это – важнейшая тема. И я рад, что в последнее время – буквально год-два – она была актуализирована на самом высоком уровне. И не только актуализирована, но и связана с важными, поистине историческими решениями.

Функция воспитания всегда приписывалась школе. Но еще несколько лет назад она существовала, скорее, на бумаге. Сегодня эта функция возвращается в полном объеме. Для нашей школы, с учетом лучших отечественных традиций, она вполне органична. Более того, крайне необходима в современном мире. Необходима даже более, чем раньше.

Теперь у учителей есть широкий набор воспитательного инструментария. Разработаны соответствующие программы. С нового учебного года они будут в каждой школе.

Отвечая на ваш чрезвычайно актуальный вопрос, скажу так: российская школа больше не сводится к образовательной услуге. Этот долгий период блужданий и сомнений закончен. Представления о школе как об учреждении лишь только для «услуги» должны остаться в прошлом. У всех.