войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Виталий Сурвилло:

Дети замечают все

2017-02-09

Интервью с главой рабочей группы по дополнительному образованию Агентства Стратегических инициатив, председателем совета директоров «Мастерславля»

Виталий Юрьевич, вы выпускник МГИМО, человек, достаточно долго проработавший в структуре МИД, в бизнес-структурах и, казалось бы, достаточно далекий от прикладной педагогики. Почему вы стали принимать такое активное участие в образовательных проектах? Что стало отправной точкой?

Какую-то конкретную отправную точку назвать, наверное, нельзя – это была целая цепь событий. Я действительно работал в МИДе, затем в сфере девелопмента.

Именно тогда я обратил внимание на то, что некоторые профессии постепенно «вымываются»: мы далеко не всегда могли найти нужных специалистов. 

В обществе произошла своего рода диверсификация: профессии разделились на «нормальные» и те, которые, как бы странно это ни прозвучало, вызывают сочувствие. 

Это заставило задуматься о том, что система профессионально-технического образования в России нуждается в обновлении.

Я стал участвовать в работе различных комиссий при госорганах, но достаточно быстро пришел к выводу, что это путь долгий, а нужно принимать конкретные решения – и чем раньше, тем лучше. 

Путешествуя и общаясь с коллегами из других стран, я узнал о существовании различных развивающих проектов - городов профессий для детей. Мне очень понравилась эта идея, и захотелось сделать нечто похожее у нас, в России. 

В обществе произошла своего рода диверсификация: профессии разделились на «нормальные» и те, которые, как бы странно это ни прозвучало, вызывают сочувствие

Детский город, про который думал я, должен был стать не развлекательным, а в первую очередь полезным: просвещающим, воспитывающим. Таким и получился наш Мастерславль. 

Могли бы вы раньше предположить, что ваша деятельность будет связана с образованием?

В детстве – да. Я даже в школьных сочинениях писал о том, что хотел бы быть учителем. В студенческие годы подрабатывал репетитором, преподавал французский язык, и мне это очень нравилось, было интересно работать с учениками. 

Но жизнь повернулась так, что я ушел достаточно далеко от преподавательской деятельности. 

Смена вида деятельности – это, так или иначе, смена впечатлений. Чем вам запомнился новый период вашей профессиональной «биографии»?

Впечатлений было много, но самые яркие оказались скорее негативными. Пришло понимание, что многое из того, что говорится про воспитание будущих поколений, – это в основном просто декларации, и большая часть людей не особо озабочена судьбами даже собственных детей. 

Второе мое разочарование – это отсутствие проектов, связанных с дополнительным образованием, у больших корпораций. Я не имею в виду внутренние программы, создание собственных школ для детей сотрудников и т.д., речь идет о возможных инвестициях в персонал своего будущего. 

Третье – то, что под коммерческую недвижимость, как выяснилось, получить кредиты всегда было гораздо проще, а под образовательные проекты – практически невозможно. 

Почему?
В связи с их низкой рентабельностью, неопределенностью спроса… Да и, честно говоря, просто ввиду непривычности этого формата инвестирования в нашей стране. 

Так что сначала все получалось не совсем так, как я думал.

Но все же были не только разочарования?

Конечно. Ведь помимо деловых вопросов – структурирования проекта, денежных потоков и т.д. – у меня появилась возможность заниматься  просветительством, участием в подборе такого контента Детского города мастеров, который был бы интересным и познавательным для детей.

И когда ты участвуешь в выборе школьного маршрута, в подготовке сценария для праздника, то получаешь огромное удовольствие! Ты думаешь о том, как интересно можно рассказать им о том, чем, возможно, придется этим ребятам заниматься в будущем. Вполне может получиться так, что именно этот проект станет для кого-то отправной точкой в их дальнейшей карьере. 

Причем знаете, что очень важно? Надо не просто рассказывать, надо стараться заинтересовать, по возможности дать попробовать – тогда будет совсем другое отношение к тому, что мы беремся изучать.