войти | зарегистрироваться

От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Ярослав Нилов:

Россия всегда славилась традициями образования

2016-08-23

Интервью с председателем Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутатом фракции ЛДПР Ярославом Ниловым.

 

18 сентября состоятся выборы депутатов Государственной Думы. В предвыборных лозунгах вы выступаете за прежние стандарты образования. Какие это стандарты?

Мы считаем, что Россия всегда славилась традициями образования, заложенными еще Ломоносовым. Надо сказать, что при этом советская система образования заметно отличается от той, которая существует сейчас.

ЛДПР – противники ЕГЭ, мы сторонники другой модели: предлагаем брать выпускников школ без экзаменов, а уже после этого по результатам смотреть, способен ли студент продолжать обучение или нет.

Мы сторонники другой модели: предлагаем брать выпускников школ без экзаменов

Кроме этого, преподаватели на первом же занятии пугают первокурсников: «Вы – пока не студенты, студентами станете, когда сдадите первую сессию. Имейте в виду, ее будет сдать трудно, многие не сдадут, мальчики пойдут в армию, девочки – на второй год, на платное обучение».

Таким образом, заранее идет программирование на негатив, я против подобного подхода.
Студентов нужно вдохновлять, приободрять, а заранее пугать, что «вы все получите плохие оценки на экзамене», – это серьезный стресс.

Почему, по вашему мнению, ЕГЭ не является эффективной системой оценки знаний ученика?

ЛДПР традиционно выступает против новой модели сдачи выпускных экзаменов и вступительных в вуз – это ЕГЭ.

Мы считаем, что ЕГЭ не позволяет выявлять индивидуальные способности человека, поскольку прямой контакт преподавателя и экзаменующегося всегда лучше.

Вспоминаю, как я поступал. Моя школа была при Московском энергетическом институте. Заранее были проведены олимпиады, на которых я набрал определенное количество баллов.

Олимпиады расценивались как досрочный этап, после которого у меня было собеседование. Для школьника это большой стресс, кода он приходит поступать в вуз.

Психологический момент играет большую роль при поступлении, и как бы человек ни настраивался, все равно есть риск, что будет допущена какая-нибудь малейшая глупая описка.

Преподавателю важно понять ход ваших мыслей, а не умение повторить зазубренные фразы, или подставить правильную формулу.

Помню свой случай:  у меня было задание по геометрии, нужно было рассчитать объем тела, вписанного в другое тело.

Я понимал, как решить эту задачу, но в итоге у меня вышел неправильный ответ. Мы сели с преподавателем разбираться. Я объяснил ход своих мыслей, Оказывается, все было решено верно, только в конце при подсчете я допустил глупую «нервную» ошибку: я сложил семь и пять, получилось одиннадцать.

Когда ты находишься в стрессовом состоянии, когда есть ограничения по времени, ты можешь допустить банальную неточность.

Поэтому ЕГЭ с одной стороны не дает возможность человеку раскрыться и показать ход своих мыслей, с другой стороны мы можем наблюдать положительную тенденцию – постепенно «отмирает» тестовая часть в ЕГЭ, что сокращает возможность просто угадать ответ.