От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Алихан Динаев

В школе проще добиваться высоких целей

2018-10-08

Как выглядит ваша школа? Наверняка же как дворец. В Чеченской Республике много современных школьных зданий.

Нет, совсем не дворец. Просто новое красивое здание с широкими коридорами и прекрасно оформленными рекреациями. Есть рекреация в стиле Древней Греции, Древнего Востока, космическая рекреация…

В каких классах вы ведете уроки?

В 9, 10 и 11. В прошлом году вел в 8 классе, но это скорее исключение, сейчас это уже 9 класс. Моя специализация – старшая школа.

Я убежден, что увлекаться обществознанием можно и нужно. Это самый прекрасный, самый широкий и самый интересный предмет

Можете похвастать образовательными результатами своих учеников?

Могу. В этом году лучший результат на экзамене по обществознанию в Грозном – 92 балла – показала моя ученица. А вы знаете, что более честного ЕГЭ, чем в нашей республике, наверное, нигде и никогда не проводилось, все максимально прозрачно и объективно.

27 выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию в Чеченской Республике, в этом году набрали 80 и более баллов. Из них 8, то есть почти треть, - мои ученики. Средний результат моих учеников – 63 балла, что на 20 с лишним баллов больше, чем в среднем по региону.

В этом году 4 моих выпускника поступили в МГУ, 2 – в РАНХиГС. Есть еще много примеров поступления в другие ведущие вузы Москвы, других городов.

Иногда обществознание иронично называют «братской могилой», поскольку оно объединяет сразу несколько разных наук. Есть еще шутка про учителя, который, прочитав в поезде объявление «сообщайте о подозрительных предметах машинисту», не удержался и сообщил об обществознании…

Замечательная шутка… Но я все-таки отношусь к обществознанию положительно.
Конечно, это не наука. Но это комплекс наук, который включает в себя экономику, право, политологию, социальную психологию и так далее.

Это большой и сложный предмет. Поэтому учитель обществознания должен иметь разностороннее социально-гуманитарное образование. Ближе всего мне политология, потому что моя университетская специализация – политические процессы, но это не значит, что я умаляю значение других наук.

Я убежден, что обществознание – один из самых важных предметов. Хотя, конечно, любой преподаватель вам так скажет про свой предмет.

Есть ли среди ваших учеников те, кому интересно обществознание именно как комплекс наук? Можно ли вообще увлекаться обществознанием?

Я убежден, что увлекаться обществознанием можно и нужно. Это самый прекрасный, самый широкий и самый интересный предмет. Ведь мы живем в обществе, и все, что происходит вокруг нас, изучается в курсе обществознания. Политика, культура, межличностные отношения, покупки в магазинах, гражданско-правовые сделки – что угодно!

Обществознание – это и есть наша жизнь, за этого его многие любят. Сейчас в моем 11«А» классе из 21 учеников 18 собираются сдавать обществознание. 

Вы преподаете гуманитарные предметы в математической школе. Накладывает ли это отпечаток на содержание ваших учебных курсов? Как вы вообще относитесь к точным наукам?

Удивлю вас: в 11 классе я выиграл городскую олимпиаду по физике, обожал в школе математику – в учебнике Алимова по алгебре и началам анализа прорешал все задания вдоль и поперек. И вообще изначально собирался поступать на физмат.

Современная гуманитарная наука стремительно математизируется, математические методы все активнее внедряются в экономику, лингвистику, психологию, даже политологию.

Поэтому один из принципов моей работы в школе – межпредметная интеграция, и интеграция обществознания с математикой для меня особенно важна.

Математику я люблю еще и потому, что моя мама работала учителем математики.

Вы учитель во втором поколении…

В четвертом. Для нашей республики это большая редкость.