От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Николай Панков:

Идея патриотизма вновь востребована российским обществом

2016-09-29

На открытии кадетского корпуса при Московском университете культуры Владимир Мединский указал, что воспитанникам необязательно дальше продолжать обучение по военной линии, у правительства нет стремления к избыточной милитаризации обучения. А что говорит статистика? Продолжают ли выпускники кадетских корпусов свое обучение в военной сфере?

В соответствии со статьей 86 Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» довузовские образовательные организации Минобороны России создаются с целью организации подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

Больше половины (70%) выпускников училищ поступают в военные учебные учреждения высшего образования

Возможности для профессионального самоопределения выпускников училищ широки: им изначально предоставлено право выбора между будущей службой в Вооруженных Силах России и карьерой федерального государственного служащего. Выпускник училища может выбрать карьеру офицера или, как раньше говорили, «государева человека».

Служба Отечеству – достойная стезя, определиться с которой воспитаннику помогает созданная в училищах система обучения и воспитания.

Среди выпускников училищ процент поступивших в военные учебные учреждения высшего образования внушительный: около 70%.

Много ли ребят, закончивших обычные общеобразовательные школы, поступают в военные вузы?

Минобороны России в соответствии с законодательством в качестве кандидатов на поступление в военные вузы рассматривает различные категории граждан Российской Федерации. Среди них военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и призыву, выпускники лицеев и техникумов, суворовцы и кадеты, а также вчерашние школьники.

Как вы понимаете, выпускников общеобразовательных организаций в этом ряду большинство. Поэтому и доля их среди поступивших в военно-учебные заведения составляет свыше 81%.

Одним из основных требований, предъявляемых к гражданам, поступающим в военно-учебные заведения, является оценка состояния их здоровья по результатам медицинского освидетельствования. Много ли желающих отсеивается на этом этапе?

Состояние здоровья – один из важнейших показателей при отборе граждан для поступления в вузы Минобороны России.

Проверка годности кандидатов по состоянию здоровья организуется в два этапа.

Первый этап – в ходе предварительного отбора, который проводится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, призывными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, а из числа военнослужащих - воинскими частями. На данном этапе происходит основной отбор кандидатов по состоянию здоровья.

Второй этап - в ходе профессионального отбора проводимым военно-учебным заведением с целью определения годности кандидатов к поступлению в вуз по состоянию здоровья. Для этой цели назначается военно-врачебная подкомиссия приемной комиссии вуза.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования производится и документируется с использованием автоматизированных рабочих мест специалистов профессионального отбора высших военно-учебных заведений, принятых на снабжение в Вооруженных Силах.

Расскажите, пожалуйста, про психологический отбор при поступлении. Насколько сейчас изменились требования к абитуриентам в части их психологической готовности встать в строй, надеть форму и погрузиться в армейскую дисциплину?

Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится на бланках тестовых заданий. При этом их обработка, а также документирование результатов их обработки завершается в день проведения обследования.

Индивидуальные достижения кандидатов учитываются при вынесении заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов в рамках их социально-психологического изучения.

Что касается общих требований к психологическим качествам кандидатов, то они выработаны годами и проверены на практике.

Среди них:
•    быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с товарищами, уважительно относиться к старшим командирам, свое поведение в повседневной деятельности и экстремальной обстановке строить на основе взаимопомощи и взаимовыручки;
•    обладать разумной активностью и инициативой;
•    обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим и психическим перегрузкам (нервно-психической устойчивостью);
•    обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу (высокой военно-профессиональной направленностью).

В 2008 году в Москве на территории бывшего факультета военных дирижеров при Московской консерватории был создан пансион воспитанниц Минобороны России. Насколько пансион оказался востребованным, что, по вашему мнению, его ждет в будущем?

В результате прекрасной организации учебно-воспитательной деятельности Пансион несколько лет подряд удерживает позиции лучшего училища (кадетского корпуса) Министерства обороны Российской Федерации, дважды был признан Лауреатом Гранта Мэра Москвы, вошел в список 100 лучших школ города Москвы и топ 500 лучших школ России.

Воспитанницы Пансиона традиционно побеждают во всероссийских предметных олимпиадах, а также проводимых Минобороны России всеармейских олимпиадах по математике, физике и иностранному языку.

Спортивные достижения воспитанниц также хорошо известны: они победители первенств и чемпионатов Москвы, России и Европы по различным видам спорта, соревнований школьной спортивной лиги города Москвы по мини-футболу.

По окончании Пансиона воспитанниц выпускницы успешно продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования по выбранным специальностям.
Нет сомнений, что Пансион воспитанниц имеет блестящие перспективы для дальнейшего развития на благо системы военного образования