От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Николай Веракса

Дети могут гораздо больше, чем взрослые

2018-07-23

Получается, что цели ставят взрослые, а реализуют их дети?

Ничего нового, в том или ином виде это было всегда. Взрослые транслировали свои желания на ребенка, ставили перед ним свои же цели: хотели, чтобы он стал адвокатом, экономистом, артистом…

На самом же деле целеполагание должно строиться от самого ребенка, от понимания его возможностей и сильных сторон. 

Важно это понимать и поддерживать ребенка, давать ему возможность проявить себя, чтобы он почувствовал собственную значимость

Если он проявляет навыки мелкой моторики, например, умеет хорошо склеивать листочки, значит, надо это учитывать в будущем. Если у него вокальные способности и он любит петь – это тоже надо поддерживать. И таких примеров множество. 

Есть даже такое понятие «голос ребенка», и родители должны всматриваться, чтобы понять, в каком направлении этот голос «звучит»: искусство, техника, литература, спорт… 

Важно это понимать и поддерживать ребенка, давать ему возможность проявить себя, чтобы он почувствовал собственную значимость и то, что называется социальным успехом. 

Есть мнение, что ребенка можно перехвалить…

Я считаю, что ребенка перехвалить в принципе нельзя, потому что возможности его бесконечны. Но есть один важный момент: хвалить его нужно не только потому, что он хороший и красивый, а за его собственные достижения, поскольку в жизни человека оценивают именно по реальным результатам. 

Для детей вообще очень важно, чтобы их слушали и понимали не только взрослые, но и ровесники. 

Сегодня много говорят о домашнем обучении как об альтернативе школам и детским садам. Насколько, по вашему мнению, это актуально сегодня?

Если вы хотите изолировать ребенка от общества, то можно выстроить индивидуальную систему образования и не водить его ни в детский сад, ни на занятия. Но если вы хотите, чтобы человек мог общаться с другими людьми и чувствовал себя комфортно, то детский сад ему очень нужен. 

Как я уже говорил, социализация – это очень важно: человек живет в обществе, он должен взаимодействовать с другими людьми, у детей есть потребность в общении со сверстниками.

Если она будет депривирована, то развитие будет проходить гораздо сложнее. Я часто сталкивался со случаями, когда родители ограничивали ребят в общении, и в итоге во взрослом состоянии это рождало много проблем. Все мы понимаем, что рано или поздно человек все равно вынужден будет общаться с другими людьми.