От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Оксана Решетникова

Обновленные ФГОС укрепляют фундамент образования

2019-04-15

Какие изменения Вам кажутся самыми значимыми и важными? 

Все изменения нацелены на выполнение государственных гарантий качества основного общего образования, на развитие системы отечественного образования, повышение его конкурентоспособности.

Требования к результатам обучения и результаты по каждому предмету содействуют развитию системы общего образования. Так, требования по истории базируются на историко-культурном стандарте. Сформулированы реалистичные требования к результатам изучения второго иностранного языка. В учебном предмете «Информатика» зафиксированы изучаемые языки программирования (это позволит в ближайшей перспективе перейти к компьютерной форме сдачи ГИА по информатике). Произведена синхронизация взаимосвязанного материала естественных наук, математики, информатики.

Действующая редакция ФГОС содержит по каждому предмету 5–6 предельно обобщенных требований к результатам обучения; полностью отсутствует содержание образования. Это не соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и целям государственной политики  в области образования. Поэтому значима произведенная конкретизация всех уровней требований ФГОС. Это действенный документ, который поможет развиваться как системе общего образования, так и конкретной школе. 

Определено содержание образования, для ряда предметов реализована идея распределения предметных результатов по годам, для ряда – по модулям (там, где это целесообразно, исходя из природных, материально-технических условий осуществления образовательного процесса). При этом удалось избежать перегрузки, сохранены права школы, учителя строить собственные образовательные программы, учитывающие особенности школы, контингента обучающихся.

Учитель вправе самостоятельно формулировать цели образования, выбирать методы обучения, отбирать в вариативной зоне предметное содержание, но при этом учитель не должен подвести ученика, обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить его конкурентоспособность. И ФГОС ему в этом – огромная помощь.

В чем сильные стороны новых стандартов? 

Этот стандарт, в отличие от действующего, наконец получает содержание – оно впервые представлено не как перечень ряда предметных требований (ФГОС 2009, 2010 годов) или список подлежащих освоению тем (ФГГОС 2004 года), а в форме содержательного результата обучения, конкретных, измеримых требований. Именно  в этом серьезная инновационность.

Второй важный момент – действующие стандарты не дают нормативной базы для централизованного (на уровне муниципалитета, региона, федерации) проведения оценочных процедур, поскольку существует более 40 тысяч с самостоятельно выстроенными каждой школой программами. В итоге траектории школ, а иногда и параллельных классов одной школы получаются разными, и это опасно, поскольку у нас в стране единое образовательное пространство и требования должны быть выстроены под одним общим знаменателем ко всем школьникам. 

Таким образом, в новых стандартах реализованы современные подходы: деятельностный, вариативный, компетентностный подход. Предметные требования сформулированы с учетом специфики каждого учебного предмета, сложившейся на протяжении многих лет практики его преподавания.

Укреплен фундамент отечественного образования, единство образовательного пространства, но сохранено разнообразие образовательных систем и возможности индивидуализации обучения.

Что лично Вам важно видеть в новых версиях стандартов начального общего и основного общего образования? 

Для проведения систематического мониторинга учебных достижений обучающихся в разные годы обучения по всем учебным предметам, проводимого в целях своевременного реагирования системы образования на выявленные пробелы в освоении учебного материала, необходим стандарт, содержание которого построено в привязке к каждому году обучения. Такое систематическое наблюдение позволит на ранних стадиях обучения, задолго до процедур ГИА, выявлять дефициты и выстраивать систему компенсирующих мер.

Разумный баланс выстраивается между четко отобранным содержанием образования и правом школы на построение собственной программы, между четкими требованиями государства и возможностью построения индивидуальной траектории образования ребенка, между сохранением единства образовательного пространства и разнообразием построения системы образования в школе. 

Сейчас новые стандарты проходят общественно-профессиональное обсуждение. Несомненно, что-то еще будет совершенствоваться и уточняться, но в любом случае то, как построен стандарт сейчас, – это серьезный прорыв в решении вопроса укрепления системы общего образования, повышения его качества, конкурентоспособности.