От первого лица

О проекте

О проекте

Рубрика «От первого лица» – это открытый разговор с ведущими российскими специалистами в сфере образования – представителями министерств, ведомств, первыми лицами научно-исследовательских институтов и профильных учреждений. Журналисты портала беседуют с ними о современной системе образования, о последних нововведениях, об экзаменах и о вступительной кампании, об изменениях в структуре вузов, школ, детских садов – словом, обо всем, что интересно нашим читателям. Хотите задать вопрос сами? Пишите нам, мы постараемся включить его в интервью.

Олеся Гончарук

Классному руководителю необходимо понимать и принимать позицию детей

2020-05-29

Вы всегда на связи с детьми? 

– Да, мы всегда на связи. Мне очень нравится социальная сеть «ВКонтакте» в плане общения с детьми. Все дети там зарегистрированы, мы создаем общий чат, и в режиме 24/7 я могу обратиться к каждому ребенку, особенно когда мы разделены пространством, все уже пришли домой, и нужно что-то срочно решить. Это очень было востребовано в период дистанционного обучения. Хочу сказать, что современные дети уверенно ориентируются в соцсетях и интернет-пространстве, знают, как получить нужную информацию. В этом их сильная сторона! Ну а я пытаюсь не отстать! 

Как учителю выстроить границу в отношениях с детьми?

– Я с детьми в достаточно доверительных, дружеских отношениях. Они это ценят, я знаю! Хотя об этом мы никогда не говорили с ними. Может, это связано с моей строгостью как учителя-предметника? Кстати, совсем недавно мои выпускники (это было как раз в период самоизоляции) прислали мне букет цветов с запиской о том, что они меня очень любят и скучают. 

Как вы сохраняете связь с детьми в период дистанционного обучения? 

– В организационных и учебных целях мы используем платформу Zoom, там мы проводим и уроки, и классные часы. Дети скучают по урокам, совместным мероприятиям, общешкольным проектам. Вечерами встречаемся в чатах – просто так, поболтать. Когда ребята видят друг друга, эмоции их переполняют.

Нынешняя ситуация, связанная с дистанционным обучением, показала ценность системы школьного образования – самым дорогим у любого человека всегда была и остается возможность живого общения. Между тем лучшие наработки можно использовать и в традиционной образовательной среде. И мы над этим рассуждаем с коллегами. 

Насколько в классном руководстве важна внеурочная деятельность? 

– Она важна, но не для всех. Если взять класс, состоящий из 18–25 человек, то среди них очень разные дети. Большинство относится к организованному досугу и дополнительным мероприятиям просто великолепно! Они общительны, активны, сами могут придумать поводы для встреч. Но есть и такие дети, которые практически ничем не интересуются: не хотят участвовать в школьных мероприятиях, не любят поездки и походы. В каждом классе такие ребята есть. 

Стараюсь выяснить причины, привлечь их к событиям, выдумать для них отдельные истории. Бывает, что ребенок вроде общительный, а коллективные мероприятия не любит, поэтому здесь требуется индивидуальный подход к каждому из ребят. Это серьезный блок работы; моя задача, конечно, вовлечь во внеурочную деятельность всех детей, помочь им раскрыть свой внутренний творческий потенциал. 

Бывают моменты, когда активистами становятся те, от кого не ждешь! Недавний пример: все мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы, в этом году проходили дистанционно – в онлайн-формате. В том числе региональная акция «Альбом Победы», запущенная в соцсетях, федеральные патриотические проекты и флешмобы. Все дети, вне зависимости от увлеченности историей и изобразительным искусством, с огромным удовольствием присылали фотографии, видеоролики, рисунки! Это подарило яркие эмоции и сделало праздник действительно незабываемым для всех.

Наверное, в этом и заключается мастерство классного руководителя! 

Методический опыт работы Олеси Гончарук опубликован в журнале «Вестник образования» Минпросвещения России